Как делить наследство по шариату

Правила наследования в исламе: порядок раздела имущества умерших мусульман

Как делить наследство по шариату

Вопросы наследования, как бы это ни звучало циничным, имеют важное значение в межличностных отношениях. Смерть человека может не только сближать, но и отталкивать людей, когда дело касается раздела оставшегося имущества.

За примерами ходить далеко не надо: достаточно открыть сводку криминальных новостей, где обязательно попадается какая-нибудь информация о преступлении, совершённом на почве зависти и чувстве несправедливости из-за поделённого наследства. Ислам, к счастью, эти вопросы регулирует предельно чётко, спасая отношения людей и даже их жизни.

Коран и хадисы о наследстве

В арабском языке наследование выражается словом «мирас», которое переводится буквально как переход вещи от одного человека к другому (также от одного племени к другому и т.д.). Шариатское обозначение мираса более узкое. Оно подразумевает переход имущества от умершего человека к его наследникам. Само имущество может быть разнообразным – от недвижимости до денег.

Аятов, которые описывали бы процесс наследования и разнообразные нюансы, связанные с ним, в Священном Коране не так много. Сфера знаний в области наследства покоится на главе «Ан-Ниса» (11, 12, 176-й аяты):

Всевышний Творец дал следующую заповедь по поводу ваших сыновей и дочерей. Лицо мужского пола получает в качестве наследства столько, сколько положено двум женщинам. Если у умершего остались только дочери (больше двух), то они в совокупности получают две трети всего наследства. Если осталась одна дочь, то она получает половину наследства.

Отец и мать умершего удостаиваются одной шестой наследства каждый. Такое распределение должно быть обеспечено, если у наследника остался ребёнок. Однако если у него нет детей и нет братьев, то мать получает одну треть наследства.

Такое распределение долей возможно только после того, как из имущества умершего выплачены имевшиеся у него долги и выполнено завещание… (4:11)

Мужчинам полагается одна вторая того, что осталось от жён. Такое распределение характерно для ситуации, когда у мужчины и женщины нет совместного ребёнка. Если же ребёнок есть, то мужчине полагается четверть наследства жены.

Такое распределение возможно только после того, как были выплачены долги и завещание. Жёнам причитается четверть наследства мужа, если у семьи нет ребёнка. Однако если ребёнок в семье есть, то жене полагается одна восьмая имущества, которое осталось после смерти мужчины.

Такое распределение имущества возможно только после того, как выплачены долги и исполнено завещание. Если у умершего не осталось наследников в виде детей и родителей, то его братья и сёстры получают по одной шестой от оставшегося наследства.

Такое распределение имущества возможно только после того, как выплачены долги и завещание умершего. Это всё заповедовано вам Всевышним Творцом, Который всё знает» (4:12)

Скажи в ответ на требуемое ими пояснение: «Всевышний Господь представит объяснение по поводу тех людей, у которого нет ни детей, ни родителей». Если из жизни уйдёт лицо мужского рода, который не имеет детей, то его сестре переходит половина его наследства.

Происходит такое распределение, даже если у сестры нет собственных детей. Если у умершего мужчины две сестры, то они становятся наследниками двух третей его имущества. Если у него остались брат и сестра, то брат получает столько же, сколько две женщины.

Поистине, Всевышний объясняет всё, дабы вы не подверглись заблуждению. Творцу известно абсолютно всё» (4:176)

Кроме того, имеется определённый пласт высказываний Пророка Мухаммада (с.г.в.), а также основанные на Коране и Пречистой сунне богословское-правовые суждения мусульманских учёных, которые помогают глубже понять вопросы наследства в исламе.

Существует мнение, что знать в совершенстве вопросы, касающиеся мираса, – это всё равно что знать половину всех знаний на земле. То есть степень достоинства, которым может обладать человек после освоения этих правил, огромна. Но при этом и объять этот пласт информации – задача не из простых.

Общие вопросы наследования

Появления ислама многое изменило в плане наследственных отношений в арабском мире, потому как во времена джахилии представительницы прекрасного пола не только не получали свою долю при смерти ближайших родственников, но и сами выступали объектом, который можно передать другому человеку.

Примечательно, что даже после ниспослания аятов из суры «Ниса», в которых говорится о женщинах как о наследницах, некоторые сахабы не могли в это поверить и даже смели отвергать такой довод.

То есть исламские ценности ломали формировавшиеся в течение столетий представления, что естественным образом первоначально встречало противодействие со стороны обычных людей.

Итак, действия, которые нужно совершить до распределения имущества по наследству, следующие:

1. Выделение средств на процедуру погребения человека.

2. Закрытие долгов покойного (если они имеются).

3. Выполнение завещания (при наличии такового).

Основы наследования:

  • наличие имущества, которое осталось после описанных выше действий;
  • наличие человека либо людей, которые будут наследовать имущество;

Условия наследования:

  • юридический факт гибели человека;
  • человек, который наследует имущество, должен быть живым;
  • достоверное знание родственных связей и понимание степеней наследования.

Препятствия для наследования:

а) убийство человека ради получения его наследства;

б) если человек не исповедует ислам, то он не может наследовать имущество мусульманина;

в) нахождение в положении раба.

Причины, вызывающие отношения наследства

Богословы и исламские правоведы выделяют две причины:

1) Никах. Оформленные между мужчиной и женщиной узы брака находят своё продолжение в виде отношений наследования, даже если на момент смерти одного из них они уже перестали жить вместе, аннулировали брак и так далее.

2) Родственные связи. В целом, выделяется два вида семейных связей – кровные и причинные (возникшие после никаха).

Можно также выделить три категории наследников. Первую категорию образуют прямые наследники. Сюда относятся те люди, по поводу долей которых есть соответствующие упоминания в Священном Коране или жизнеописании Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Это муж и жена, отец наследника, его мать, родные дочери и сыновья.

Вторая категория – это родственники со стороны отца. Они могут стать наследниками только после того, как свою долю получат люди, которые были описаны в предыдущем пункте.

Третья категория – родственники со стороны матери. Они идут на третьем месте в порядке очередности распределения имущества.

Доли, которые получают разные родственники в зависимости от ситуации

Муж. Мужчина, если умирает его жена, при наличии детей получает четверть от оставшегося имущества. Если у жены нет наследников со стороны детей, то мужу полагается половина наследства.

Жена. Женщина, если умирает её муж, наследует одну восьмую его имущества при наличии других наследников. Но ей полагается в два раза больше – одна четвёртая, если у умершего мужа нет наследников первой категории.

Если у мужчины несколько жён, то они получают совокупно те доли, о которых говорилось ранее (то есть одна восьмая и одна четвёртая соответственно).

Отец умершего человека получает одну шестуюнаследства, если у того остались другие наследники мужского пола (сын, внук со стороны сына). Если же у умершего в качестве наследников остались только женщины (дочери), то в этом случае его отец получает, вдобавок к одной шестой, ещё и остаток имущества после выделения нужной доли дочери.

Если у умершего нет других наследников первой категории, то всё имущество переходит к отцу.

Мать покойного(покойной), если у того остались наследники, получает одну шестуюнаследства. Такая же доля положена ей, если у умершего остались две родные сестры или брат.

Если у умершего осталась супруга (или супруг), то после выплаты ей (ему) соответствующей доли мать получает одну третью от оставшегося имущества(то есть оставшегося после выделения доли супруге (супругу).

Если у умершего нет наследников первой категории, то матери переходит одна третья от всего имущества.

Дети умершего человека. Если у умершего человека есть только дочь (других детей, в особенности, мальчиков нет), ей переходит половина оставшегося имущества. Если у него остались две или больше дочери (и снова отсутствуют сыновья), то им на всех уходит две трети наследного имущества.

Если же у умершего остались как сыновья, так и дочери, то им на всех переходит всё имущество после получения соответствующей доли другими наследниками первой категории. Между детьми умершего имущество делится таким образом, что мальчикам должно достаться его в два раза больше.

Пример. Представим ситуацию: покидает мир отец семейства, у которого остаются жена, сын, дочь и оба родителя (внуков нет). Стоимость имущества покойного была оценена в 1 млн рублей. Тогда, согласно нормам Шариата, наследство будет распределено следующим образом:

Внуки умершего. Если у умершего есть две дочери или один сын, то внуки ничего не получают.

Если у умершего в живых нет собственных детей и нет внука мужского пола (сына сына), то в этом случае дочери сына переходит половина наследства.

Если же дочерей сына две или больше и выполняется условие из предыдущего предложения, то эти внучки наследуют две трети имущества.

Если же у умершего остаётся внук (сын сына) и нет других наследников, то он получает всё наследное имущество.

Если у умершего остаётся одна дочь, помимо дочери сына, то последняя получает одну шестую наследства.

Сёстры умершего. Если у умершего остались наследники (отец, сын, внук (сын сына)), то его сёстры ничего не получают.

Если у умершего остались родные сестра и брат и отсутствуют другие наследники, которые могли бы их «перекрыть», то им на двоих достаётся половина имущества. Если же сестёр оказывается больше одной и выполняются условия из предыдущей ситуации, то эти наследники получают две третиимущества умершего.

Если у умершего остаётся одна дочь и сестра, то последней выдаётся одна шестая имущества, а дочь получает половину всего наследства.

Бабушка и дедушка умершего человека. У каждого человека могут быть два деда. В этом смысле важно понимать, о каком именно родственнике идёт речь в контексте распределения наследства.

Поэтому выделяется два вида дедушек: так называемые «правильные» и «неправильные». К первым относятся отцы обоих родителей и отец деда по отцовской линии (прадед).

Ко второй категории относится отец мамы отца.

«Правильный» дедушка получает такую же долю наследства, что и отец умершего (то есть одна шестая – если есть наследники, и одна шестая + все остальное при наличии в качестве наследников только дочерей умершего). Однако если жив отец, то «правильный дедушка» ничего не получает.

К «правильным» бабушкам относятся мать матери и мать отца. «Неправильные» бабушки – это мать отца матери и мать матери отца. Если у умершего остаётся мама, то «правильная» бабушка ничего не получает. Если же нет людей, кто мог бы её «перекрыть», то «правильная» бабушка получает одну шестую наследства.

Процедура деления наследства до родственников покойного из «неправильной» категории доходит в последнюю очередь, если отсутствуют наследники предшествующих категорий.

Если человек пропал без вести

По поводу того, что делать в этом случае, среди богословов нет единого мнения. Кто-то говорит, что наследство пропавшего без вести человека должно храниться 90 лет.

Только после истечения этого срока его можно делить. Другие считают, что к дележу наследства можно приступать после того, как умрут его одногодки.

Есть и третье мнение, согласно которому решение о делении наследства пропавшего без вести человека принимает судья (казый).

Кроме того, часто практикуется следующее решение. Ситуация рассматривается с двух позиций:

1) потерявшийся человек считается умершим;

2) пропавший без вести считается живым.

Для каждого из случаев используется свой способ рассчитать наследство, результаты сравниваются, после чего происходит выплата меньшей части в качестве наследства, а большая часть – остаётся на хранении. Мы не будем останавливаться на расчётах, это требует более глубокого погружения в рассматриваемую тему.

Точно такой же принцип используется при разделе наследства с участием ещё не родившегося ребёнка. В этом случае считается, что во чреве матери находится один ребёнок. Он так же имеет полное право на наследство.

Рассматриваются две ситуации: когда женщина беременна мальчиком и когда она вынашивает девочку. Сравнивается получаемый итог по обеим ситуациям, после чего решение делается в пользу меньшего результата.

Если после рождения малыша выяснится, что его пол не был угадан, то возникшая разница должна быть компенсирована.

В заключении отметим, что факт получения женщиной наследства в два раза меньшего, чем положено мужчине, объясняется двумя причинами:

– мужчина выплачивает женщине свадебный подарок (махр);

– мужчина выполняет множество функций, связанных с семьёй, и обеспечивает свою жену, детей, беспомощных родственников.

Источник: https://Islam.global/semya/otnosheniya-s-rodstvennikami/kak-delitsya-nasledstvo-v-islame/

Наследство по шариату как делить

Как делить наследство по шариату

Рассмотрим права женщин в области наследования, в которых ислам четко проводит неравенство женщины и мужчины. По шариату право наследования находилось в тесной связи с брачно-семейными правовыми нормами. Оно осложнялось многоженством, временным разводом, очистительным браком, женитьбой на вдове.

Основы права наследования лежат в доисламском периоде, из которого Мухаммед, в частности, сохранил в силе положения права наследования для мужского пола и по мужской линии, некоторые случаи наследования женщинами и родственниками по женской линии. Основы мусульманского наследственного права исходят из Корана. Наследственное право по исламу очень сложно и казуистично.

Имеются две большие группы наследников: асиб — мужчины и родственники по мужской линии; фарз — женщины или родственники по женской линии.

Мы семья из четырех дочерей и одного сына. Сын женат, и также замужем две дочери.

Но сатана стал наущать некоторых из нас, и некоторые из нас стали требовать доли от прибыли магазина.

Каково мнение Шариата в отношении этого?

Можно ли нам вообще говорить о наследстве, когда наша мама жива?

Имеем ли мы право на часть прибыли, которую получает наша сестра от магазина, учитывая, что она сама работает в магазине?

В особенности, я бы хотела повторить, она покрывает расходы на дом и все расходы нашей матери.

МУСУЛЬМАНСКОЕ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО Подготовка мусульманина к загробному миру по шариату заключается в старании не оставить после себя никаких долгов и незавершенных дел, будь они религиозного или светского характера. Это возлагается прежде всего на старшего сына.

Если же нет наследников, из имущества покойного выделяются средства, чтобы нанять платных исполнителей религиозного долга.

«Кто из вас умирает [находится при смерти] и у него остается супруга, тот пусть завещает, чтобы жила она в его доме и была обеспечена всем необходимым на протяжении года [за этот срок женщина, возможно, снова выйдет замуж]. Никто [из родственников мужа] не имеет права прогонять ее [из дома мужа].

Если они [вдовы] покинут дом [по личным или иным причинам], то нет греха на родственниках, если она [вдова] будет вести себя в рамках морали и нравственности [в соответствии с местными обычаями и нормами порядочности].

Всевышний Могущественен [не оставит без поддержки одинокую женщину] и безгранично Мудр [кому-то давая прожить долгую жизнь, а кому-то и очень короткую]» (Св.

Коран, 2:240 ). Таким образом выстраивалась материальная и моральная защита вдовы на первом этапе становления внутрисемейных канонов.

Как делится наследство между детьми

Смерть родственника — событие грустное. Но после этого события непременно встает вопрос о разделе наследства.

Если наследодатель не оставил завещания, то право наследовать имеют все его дети.

Дети — это наследники первой очереди наряду с родителями и супругом. При отсутствии последних наследовать имущество будут только дети, причем, по общему правилу, в равных долях. Если ребенок один — все наследство перейдет ему (если нет других наследников первой очереди).

Askimam.ru – современный сайт, содержащий большое количество достоверной информации по Исламу, основанной на учении Ахлюс-Сунна-уаль-Джамаат. На данном сайте содержатся статьи, рассматривающие различные вопросы с точки зрения Ислама, размещены обучающие исламские книги, освещаются события исламской истории, приводятся биографии, исламские постеры, имеется большой исламский словарь.

Подробнее → Распространение материалов сайта допускается при соблюдении следующих условий. Необходимо указать автора материала и ссылку на данный ресурс (гиперссылку).

Не разрешено использовать этот материал в коммерческих целях.

Любовницы, жены и дети Немцова бьются за миллиард долларов наследства

Скандал с наследством Бориса Немцова.

«Андрей Караулов напомнил, что Борис Немцов не занимался бизнесом.

Сначала был губернатором, потом работал в правительстве России — был вице-премьером и министром. Был депутатом Госдумы, заместителем председателя нижней палаты парламента»,- рассуждает

Вопрос: Если богатая вдова с детьми решит выйти замуж, может ли она поставить условием для брачного контракта, Показать полностью… что только ее дети будут наследовать от нее, а ее новый муж отказывается от прав на наследство?

Основным принципом в отношении контрактов и условий является то, что они дозволены и действительны, и они не являются запрещенными или недействительными, кроме того, что противоречит шариату.

Ставить условием, что муж не будет наследовать в случае смерти жены является условием, которое противоречит шариату, потому что это лишает право мужа, Аллах даровал ему право из доли имущества жены в случае ее смерти.

Бухари и Муслим (1504) передали от Аишы, что она сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Что случилось с людьми, которые ставят условия, которых нет в Книге Аллаха?

Условий, которых нет в книге Аллаха – недействительны, даже если это сотня условий.

Целью сотворения людей, мужчин и женщин, является познание Аллаха и поклонение Ему. Всевышний Аллах создал мужчин и женщин отличающимися друг от другас психологической и физиологической точек зрения.

Они различаются также по обязанностям и ответственности. Для обретения счастья и покоя и мужчина, и женщина должны реализовывать свою жизнь и поступать соответственно их природе.Мужчина в ответе перед Аллахом за духовное и материальное состояние своих близких: родителей, семьи. Он должен стойко переносить жизненные трудности.

Средствами для достижения женщиной — женой, матерью, дочерью высших степеней в служении Аллаху являются благочестие, праведность. Рождение ребенка – подарок Аллаха.

Источник: https://firmadelo.ru/nasledstvo-po-shariatu-kak-delit-10408/

Наследование

Как делить наследство по шариату

Основы мусульманского наследственного права исходят из Корана. Мусульманское наследственное право весьма сложно и очень характерно для системы права, гораздо легче разрешающей казуистические вопросы, чем устанавливающего абстрактно-синтетические положения.

Наследственное право находится в центре внимания мусульманского законодательства.

Отличительное своеобразие мусульманского права состоит в том, что оно не допускает полного лишения наследников имущества предков.

Если, например, имущество не передается наследникам, а целиком завещается в вакф, то в качестве вакфа может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, на большее требуется разрешение наследников.

Что касается групп наследников, то характерной чертой мусульманского права о наследовании является отсутствие права родителей на ограничение числа наследников. Так, отец не может оставить все свое имущество только одному своему сыну (или дочери), если у него их несколько.

В зависимости от степени родства и принадлежности к мужскому или женскому полу каждый наследник получает свою долю. Порядок и приоритет при наследовании установлены шариатом на основе трех групп наследников – в соответствии со степенью родственной близости к завещателю.

При этом шариат установил твердое правило: если существует хотя бы один наследник первой группы, все наследство достается ему, а вторая и третья группы не получают ничего; если же нет ни одного наследника первой группы, наследует вторая группа, а третья не получает ничего; наследники же третьей группы наследуют только в случае, когда нет никого, кого можно было бы отнести к наследникам первой или второй группы.

Наследники покойного или покойной распределены шариатом по группам следующим образом. Первая группа наследников – это отец, мать и дети покойного; при отсутствии у покойного живых детей наследниками считаются дети его детей – по нисходящей линии.

Вторую группу наследников составляют дед, бабка и братья и сестры покойного; при отсутствии сестер и братьев наследство получают их дети. Третья группа наследников – дядья и тетки покойного (по линии отца и матери) и их дети.

В случае, когда у покойного есть дядья по отцу и двоюродные братья по отцу и матери, наследство получают двоюродные братья, а не дядья по отцу и т.д. Рассмотрим отдельно каждую группу наследников:

Первая группа наследников:

Если наследник первой группы у покойного всего один (отец или мать, или единственный сын, или единственная дочь), он получает все наследство целиком. Если покойный имел несколько дочерей или сыновей, все наследство делится между ними поровну.

Если у покойного есть сын и дочь, наследство делят на три части, из которых две получает сын и одну – дочь. Если же у покойного несколько сыновей и дочерей, наследство делится таким образом: доля каждого сына равна доле двух дочерей, т.е. сыновья получают в два раза больше, чем дочери.

Если покойному наследуют одни только родители, две части наследства получает отец и одну часть – мать.

Вторая группа наследников:

К этой группе относятся дед, бабка, братья и сестры покойного. При отсутствии братьев и сестер наследниками являются их дети. Если у покойного остался единственный брат, все наследство принадлежит ему; если единственные его наследники – несколько его братьев и сестер, братья получают в два раза больше, чем сестры.

Если покойный не имеет братьев и сестер, наследство получают племянники и племянницы, причем племянники и племянницы по материнской линии получают наследство поровну, тогда как доля каждого племянника по отцовской линии равна доле двух племянниц по этой линии. Если наследником является только дед или бабка покойного, наследство получают они.

Если при этом живы еще их родители, последние наследства не получают.

Третья группа наследников:

Эта последняя, «резервная» группа наследников состоит из дядьев и теток покойного по отцовской и материнской линиям и их детей. Если у умершего мусульманина не оказывается ни одного наследника первой и второй групп, наследство переходит к представителям третьей группы наследников.

Следует, однако, отметить, что на мусульманском Востоке представители этой группы наследников в исключительно редких случаях участвуют в распределении наследства. Это происходит потому, что высокая рождаемость в мусульманской семье создает такие условия, что обязательно оказываются наследники из первой и второй групп.

Но, несмотря на это, мусульманское право скрупулезно определяет наследников и третьей группы.

Если наследником является единственный дядя или единственная тетка покойного по отцовской линии, он (она) и получает все наследство. Если же у покойного несколько дядьев и несколько теток по линии отца, наследство делится между ними таким образом, что дядья получают доли в два раза больше чем теткины.

Наследство между дядьями и тетками покойного по материнской линии делится поровну. При разделении наследства между дядьями и тетками учитывается и то обстоятельство, рождены ли они от одних и тех же родителей.

Наследники покойного по отцовской линии получают больше, чем наследники по линии материнской, что еще раз подтверждает неравенство полов в наследственном праве мусульман.

Наследование между мужем и женой:

В мусульманском праве о наследовании имеется особый раздел о правах мужа и жены на наследство в случае смерти одного из них. Законы шариата и здесь устанавливают неравное отношение права к мужчине и женщине, мужу и жене.

Следствием наследственного права является то, что после смерти мужа положение женщины-мусульманки ухудшается вдвое.

Во-первых, смерть мужа является для нее потерей единственного кормильца, а во-вторых, вдова теряет часть имущества, которое было в распоряжении семьи, пока был жив муж.

Если умирает жена, не оставив после себя детей, половина ее имущества переходит к мужу, если же у нее остались дети от этого или другого мужа, то все равно к нему переходит четверть ее имущества.

Чтобы определить принцип наследования имущества жены или мужа, необходимо ясно представить себе, что именно и кому принадлежало при их жизни. Имущественные отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся следующим образом.

По закону все приданое жены, а также выкуп за жену – калым, полученное ею от мужа и от родителей, принадлежит жене и муж не имеет права им распоряжаться. Конечно, в действительности в нормальной семейной жизни имущественное право мусульманской женщины носит чисто формальный характер.

Фактически имуществом жены распоряжается муж. Если она получила от родителей или от мужа земельный участок, или магазин, или дом, она, как правило, является их владелицей лишь формально, но распоряжается ими муж. Но зато это имущество является предметом наследства после ее смерти.

Все же остальное семейное достояние является собственностью мужа.

Общий же вывод относительно сказанного о наследственном праве мужа и жены таков: во всех случаях доля и право мужа по шариату больше, чем доля и право жены, так же, как доля братьев всегда больше доли сестер.

Немалое место в шариате принадлежит вопросам наследования по завещанию (васийат). Шариатский закон определяет два основных вида завещания: непосредственное завещание родным и близким наследникам и завещание опекунам и доверенным лицам.

Мусульманское духовенство прежде всего интересуется опекунами и доверенными лицами, которые должны быть, как этого требует закон, набожными и справедливыми в исламском понимании.

И не случайно законы шариата одобрительно относятся к тому, чтобы опекунами и доверенными лицами становились в первую очередь мусульманские священнослужители.

По правилам шариата о завещании наследники не только получают имущество и другую собственность. На их плечи сваливаются также долги и невыполненные религиозные обеты.

Если родители умерли, не успев выполнить обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то их совершеннолетние дети должны сделать это за них. Завещание об этом делается как устно, так и письменно.

В этом случае, как обычно, завещатель должен быть совершеннолетним, в здравом уме и трезвом состоянии. Немой человек может сделать завещание жестом пли знаком, но только на незначительные имущество или деньги.

Разделом наследуемого имущества занимается лицо, избираемое наследниками, или назначаемое духовенством для раздела наследства – Касим. Касим должен быть совершеннолетним, мусульманской веры, в полном разуме, а так же пользоваться общим уважением единоверцев.

Лицо это получает вознаграждение за свои труды от всех лиц, участвующих в наследстве разделяемого имущества. Раздел бывает двух видов: раздел однородных предметов и раздел разнородных предметов.

В первом случае, раздел производится без затруднения, во втором же случае Касим должен принимать при разделе в расчет достоинство, ценность и качество предметов, а не одно их количество.

Прежде раздела наследства между лицами, имеющими на это право, должны быть уплачены из оставшегося по смерти кого-либо имущества все издержки, потраченные на погребение покойного, все его долговые обязательства.

Жалобы на несправедливый раздел наследства должны быть подтверждены свидетельскими показаниями, а если таковых нет, то противной стороне предоставляется присягнуть в том, что ей неизвестно о несправедливом разделе. Если же жалоба подтвердится, то раздел имущества признается незаконным.

В заключении я хотела бы сделать вывод о проделанной работе.

Во время написания курсовой работы основная моя задача заключалась в том, чтобы как можно более полно раскрыть семейные и наследственные институты мусульманского права, выделить те их аспекты, которые позволили мусульманскому праву (по мнению же многих людей – немусульман институту патриархальному и не имеющему право на жизнь) со временем приобрести мировое значение.

Мусульманская семья, по нашим наблюдениям, существенно отличается от понятия семья нашего, европейского общества. Она окружена предрассудками, отжившими свой век традициями, так например, право отца – и только отца – принудить дочь выйти замуж. Мусульманская семья – пожизненное родовое объединение, возглавляемое одним отцом.

Мы пришли к выводу, что существенно отличается от европейской и структура мусульманской семьи. Хотя главенствующее положение отца в мусульманской семье схоже с положением главы семейства и мусульманская семья строится также на основе родственных связей по мужской линии, однако у мусульман жена не входит в род мужа и теоретически обладает полной родовой автономией.

Чем же объясняется наличие особых прав и привилегий главы мусульманской семьи? По нашему мнению, его социальной значимостью в среде, где царит неуверенность, свойственная примитивным обществам.

Лицо, назначением является обеспечивать одновременно внутренний порядок в социальной группе и защиту ее от внешний посягательств, достойно того, чтобы обладать правовыми полномочиями, тогда как все остальные члены семьи, возглавляемой этим лицом, подчиняются его праву.

Замкнутое хозяйство и внутренний строй мусульманской семейной группы обуславливают применение иногда чрезвычайно суровых мер в отношении женщин, хотя эти меры и противоречат установкам Корана.

Мусульманское право, в том числе и гражданское право мусульманских стран представляет значительный интерес в силу своего своеобразия, характерных отличительных черт, оно доказало свою жизнестойкость в течении длительного времени и заслуживает всестороннего, глубокого дальнейшего изучения.

Page 3

Перейти к загрузке файла
  • 1. Из Корана // Хрестоматия по истории государства и права: История государства и права зарубежных стран / сост. Ю.А. Иванов, А.В. Кирнос, В.А. Колесников, В.Н. Чернышев. – Воронеж, 1999. – Т. 1: Древний Восток. Античный мир. Средние века. – С. 560
  • 2. Ахильгова Эйза Салимовна. Автореферат «Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах». Москва, 2003. С. 21
  • 3. Барковская Е.Ю. Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке. Восток, 2006. – №4. С. 140
  • 4. Керимов Г.М. Шариат – закон жизни мусульман. Москва, 2009. С. 512
  • 5. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. Москва, 1986. С. 255
  • 6. Шарль Р. Мусульманское право. Москва, 1959 (под редакцией Беляева) С. 142

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://vuzlit.ru/1281796/nasledovanie

Как делится наследство по шариату

Как делить наследство по шариату

Уа алейкум салам уа рахматуллахи уа баракатуху! В шариате не существует указаний на то, что наследство должно разделятся в течений трех дней, так как наследство делится после раздачи долгов умершего, и после распределения завещания умершего, а что касается еды в доме умершего, то не желательно собираться в доме умершего, и делать там посиделки, и чтобы хозяева были заняты гостями, так как в основном семью умершего постигает грусть и скорбь, пришло в сунне, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал чтобы близкие или соседи готовили еду для семьи умершего. Дополню ) Поминки — это обряд, как думают совершающие его, приближающий их к Аллаху или же приносящий пользу умершему. И как мы говорим на такое дело у них должен быть довод, а не «ну мы же ничего плохого не делаем!» или «а что плохого позвать родственников.

«О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас — явный враг. Воистину, он повелевает вам только зло и мерзость и учит возводить на Аллаха то, чего вы не знаете».

(2/168,169) «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал. О, если бы нечестивцы могли знать — а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день,- что могущество принадлежит только Аллаху, что Аллах суров в наказании».

(2/165) «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей,- во всем этом знамения для разумных людей».

Чужое наследство

Согласно шариату мать получает шестую часть наследства, а остальное достаётся сыну. Если мать откажется от своей доли и открыто оставит всё сыну, то в этом нет проблем.

Однако, если люди не знают долей, на которые они имеют право, и не подарили их кому-то, то лишать их этих долей никто права не имеет.

Также мать не имеет никакого права распоряжаться имуществом сына, оставшимся ему в наследство. Не дозволено давить на совесть и забирать чужую долю, стыдя человека.

Например, у умершего осталось две дочери и брат отца. В этом случае две трети идёт дочерям, одна треть – дяде. Если сказать дяде: «Разве ты заберёшь у сирот треть?

Оставь её им» – это также порицается. Соответственно, если они вырастут и решат продать дом, считая его полностью своим, то продажа дома в части, принадлежащей дяде, будет недействительной.

Вопрос: Если богатая вдова с детьми решит выйти замуж, может ли она поставить условием для брачного контракта, что только ее дети будут наследовать от нее, а ее новый муж отказывается от прав на наследство?

Показать полностью… Основным принципом в отношении контрактов и условий является то, что они дозволены и действительны, и они не являются запрещенными или недействительными, кроме того, что противоречит шариату.

Ставить условием, что муж не будет наследовать в случае смерти жены является условием, которое противоречит шариату, потому что это лишает право мужа, Аллах даровал ему право из доли имущества жены в случае ее смерти.

Бухари и Муслим (1504) передали от Аишы, что она сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Что случилось с людьми, которые ставят условия, которых нет в Книге Аллаха?

Условий, которых нет в книге Аллаха – недействительны, даже если это сотня условий.

Наследственное право в Исламе

Тело человека, который покинул этот мир, Ислам предписывает предать земле, соблюдая определённые требования.

В первую очередь расходы на похороны берут из имущества, оставленного этим человеком.

Далее возвращают его долги, если таковые остались за ним.

Затем выполняют его завещание из 1/3 его имущества. А что остаётся после всего этого – разделяют между его наследниками в нижеперечисленном порядке. Имущество наследуется по трём причинам: родство, брак и Ислам.

А последнее можно объяснять тем, что имущество человека, у которого вообще нет наследников, переводится на общую казну мусульман (байтул мал).

Среди вышеупомянутых наследников происходит процесс лишения права наследования дальних родственников при существовании близких. Давайте попытаемся объяснить по порядку, как происходит такой процесс.

Askimam.ru – современный сайт, содержащий большое количество достоверной информации по Исламу, основанной на учении Ахлюс-Сунна-уаль-Джамаат. На данном сайте содержатся статьи, рассматривающие различные вопросы с точки зрения Ислама, размещены обучающие исламские книги, освещаются события исламской истории, приводятся биографии, исламские постеры, имеется большой исламский словарь.

Источник: https://vizivanie.ru/kak-delitsja-nasledstvo-po-shariatu-41864/

Раздел имущества по шариату

Как делить наследство по шариату

Даже если все имущество передается в вакф, то есть на цели благотворительности, наследникам одна треть этого имущества положена по закону.

Источниками мусульманского права служат Коран и Сунна Пророка. Тема наследства в них освещена достаточно подробно. Здесь четко определены круг наследников и соотношение долей имущества.

Вопрос, касающийся долговых и религиозных обязательств так же точно регулируется Исламом.

Бизнес по шариату

И непосредственно самого руководителя ТМИК. Возможно, это будет иностранец. Причем работать мы будем как с российскими, так и с иностранными инвесторами.

Пока больше будем заниматься корпоративным бизнесом, в дальнейшем планируем организовать лизинговую компанию.

Мусульманские фонды на Востоке работают уже больше 15 лет.

В России — это эксперимент, который, как надеются акционеры, обязан быть успешным.

Великая Эпоха

В судах рассматриваются дела, регулирующие брак, развод, опеку над детьми, раздел имущества, наследство.

В случае с Египтом шариатские суды, хотя уже не существуют, но страна по-прежнему утверждает, что шариат дает право на землю.

В Индонезии, где большинство населения составляют мусульмане, шариат и правовая система бывшего колониального правительства осуществляет все судебные разбирательства совместно.

Вопросы и ответы о наследовании в исламе

Это частные случаи, они рассматриваются в особом порядке нашими юристами. Но в любом случае, Ваше завещание Аль-Мирас, составленное с нашей помощью, должно соответствовать нормам обеих правовых систем.

Q.

мне родители оставили по завещанию и по прописке квартиру.старшая сестра и ст. брат просят разделить поровну,хотя имеют собственные б.квартиры.

ссылаются что родители поступили не провильно и мне как брату следует поступить поиному.

Доля мусульманки в наследстве

Однако они не знают о том, это не является общим законоположением, применимым ко всем мужчинам и женщинам в исламе.

В Коране же не сказано, что Аллах повелевает при делении наследства всегда давать мужчине долю, равную доле двух женщин!

В Коране говорится: «Повелевает вам Аллах [при распределении наследства родителей] детям передавать из расчета: мальчикам в два раза больше, чем девочкам» (перевод Ш.

Забытое предписание Ислама

«Мужчинам [вне зависимости от возраста] удел (определенная доля, часть) из того, что оставили [в наследство покойные] родители и близкие, и женщинам [вне зависимости от возраста] удел (определенная доля, часть) из того, что оставили [в наследство покойные] родители и близкие [независимо от того], малочисленное [наследство] или богатое. [Передается наследство] уделом обязательным [то есть в обязательном порядке все делится на определенные Священным Писанием части и распределяется в зависимости от степени родства]» (4:7, Смыслы.

Имущество Розы Сябитовой спасет шариатский брак

У меня все есть, все хорошо. Мой избранник моложе меня на десять лет. И мы друг друга во всем устраиваем», пояснила она. На вопрос о том, будет ли свадьба, если избранник сделает Розе предложение, она ответила: «Нет&raquo.

«Я не выйду замуж. У моего бойфренда, слава Богу, уже есть дети. И если он хочет быть рядом со мной, не вопрос.

Но ни о каком замужестве речи быть не может! Я людей смешить не собираюсь и подавать дурной пример возрастным женщинам тоже не буду.

Экономические основы Ислама

Источник: http://sudimoskvi.ru/razdel-imuschestva-po-shariatu-59628/

Гуру в праве
Добавить комментарий